Аудиторская этика в России

 Профессиональные качества аудитора должны сводиться не только к знанию собственных обязанностей, но и к осознанию своей неизбежной ответственности перед обществом. Аудиторские услуги так или иначе становятся все более востребованными, и для этой деятельности должен быть создан свой кодекс, регулирующий права и обязанности аудитора, а также отношения между обществом и аудитором непосредственно. Именно для этого в России общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 года был утвержден такой кодекс.

Этот кодекс содержит 15 основных статей. В первой раскрыты общие положения и этические нормы независимого аудитора, а также определены моральные ценности аудиторского общества в целом. Вторая статья неразрывно связана с первой и подтверждает обязанность каждого аудитора придерживаться тех правил и морально-этических норм, которые раскрываются в первой статье, а также нести ответственность за свои поступки.

Третья статья отражает переход от конкретного человеческого фактора к общественным интересам и утверждает обязанность аудитора действовать не только в интересах заказчика этих услуг. Также аудитор, в соответствии с этим положением, обязан убедиться в том, что интересы заказчика, которые он защищает, справедливы и законны и не вредят ничьим интересам. Следующая, четвертая, статья обязывает аудитора при изучении информации проявлять внимательность и быть объективным при вынесении того или иного вердикта. Любая информация, доходящая до сведения аудитора, должна быть проверена, а при ее недостатке аудитор должен приложить все усилия для наиболее полного раскрытия проблемы, не позволять себе проявлять недостаточно серьезное отношение к тем или иным ситуациям. Здесь же говорится о том, что аудитор должен планировать и контролировать не только свою деятельность, но и подчиненных ему специалистов.

Пятая статья Кодекса гласит о независимости аудитора от клиента, будь то формальные или фактические обстоятельства. Важным обстоятельством при заключении такого договора (или другого документа) является то, что аудитор заявляет об этом обстоятельстве осознанно без какого-либо давления.

Шестая статья закрепляет за аудитором обязанность быть компетентным в той услуге, которую он оказывает клиенту, и не позволять себе брать на себя обязанности, не соответствующие его квалификации или выходящие за рамки его компетенции. В случае, когда возникает подобная ситуация и требуется компетентный специалист, аудиторская фирма обязуется пригласить специалиста для решения задач, входящих в круг его деятельности.

Обязанность аудитора держать в тайне конфиденциальную информацию о своих клиентах изложена в седьмой статье кодекса и предполагает хранение аудитором личной информации о клиенте и его делах в независимости от статуса отношений. Тут можно провести параллель с адвокатской тайной. Юридическая консультация либо любая другая услуга оказанная адвокатом налагает на него обязанность по сохранению в режиме конфиденциальности всех сведений, которые стали известны в связи с адвокатской деятельностью. Эта же седьмая статья исключает возможность использования аудитором подобной информации для получения собственной выгоды. Такое соглашение бессрочно, а изменения в подобных договоренностях вносятся только при согласии самого клиента.

Восьмая статья предполагает соблюдение аудитором налогового законодательства и недопущение возникновения осознанных фальсификаций в интересах клиента. Аудитор должен пресекать уклонение от налогов и обман налоговых служб. Предоставляя услуги своему клиенту, аудитор должен давать ему рекомендации в соответствии с налоговым законодательством в письменном виде.

В девятой статье кодекса раскрывается принцип оплаты профессионального труда аудитора. Она должна производиться в соответствии с заранее оговоренным условием, которое должно быть письменно закреплено. Там же указываются сроки и вид оплаты. Стоимость работы аудитора должна соответствовать объему и качеству предоставленных услуг, а также не выходить за рамки профессиональной этики специалиста.

Если в предыдущих статьях указывались нормы отношений между аудитором и клиентом, то в десятой статье раскрывается сущность отношений между аудиторами. Аудитор не имеет права позволять себе необоснованные критические замечания в адрес коллег или сознательно вредить их деятельности. Сотрудники же аудиторской фирмы должны всячески укреплять авторитет фирмы, способствовать ее развитию и правильно строить отношения между собой (сказано в статье одиннадцатой). Эта же статья отдельно подчеркивает доброжелательное отношение к клиентам аудиторской фирмы.

Условия рекламирования фирмы, предоставляющей аудиторские услуги, изложены в статье двенадцатой. Эти условия предполагают честную, открытую рекламу без наличия в ней какой-либо ложной информации, вводящей в заблуждение или не соответствующей действительности в принципе. Если же аудитор ведет запрещенную законодательством деятельность, то это называется «несовместимыми действиями аудитора», – говорится в статье тринадцатой. Эти действия не только противоречат закону, но и нарушают профессиональные морально-этические нормы аудитора.

Если аудитор предоставляет свои услуги в других государствах, то он обязан подчиняться международным стандартам аудита в принципе и основам аудиторской деятельности той страны, в которой он осуществляет ее. Также его деятельность должна соответствовать настоящему Кодексу международных норм, и они основаны, в свою очередь, на международных этических нормах аудита МФБ. Об этом говорится в четырнадцатой и пятнадцатой статьях соответственно.

«Общение с руководством экономического субъекта» – это определенная профессиональная этика, выделенная ПСАД. А в его задачи входит определение, в первую очередь, требований к взаимодействию аудиторской фирмы с экономическим субъектом, а также регулирование особенностей работы аудиторской организации с руководством экономического субъекта на всех этапах осуществления аудита. В список этих же задач входит также контроль и определение принципов общения фирмы-аудитора с экономическим субъектом по вопросам внутреннего контроля и бухгалтерского учета.