18.1. Аудит в системе проектного финансирования

Страницы: ... 9192939495 ...| Оглавление

ГЛАВА 18.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ АУДИТА

Специальные виды аудита — это экологический аудит (литература о нем уже появилась в Российской Федерации), операционный аудит (его цель — дать рекомендации по экономичному и эффективному использованию ресурсов, повышению прибыльности и рентабельности деятельности), управленческий аудит, ценовой аудит (проверка обоснованности определения цены на заказ), налоговый аудит, аудит кризисного предприятия, инвестиционный аудит, внутренний аудит, аудит в системе проектного финансирования и др. Рассмотрим некоторые из перечисленных видов.

18.1. Аудит в системе проектного финансирования

С развитием рыночных отношений возникает потребность использовать на практике адекватный инструментарий управления подготовкой, реализацией и эксплуатацией долгосрочных инвестиционных проектов с целью максимизации их коммерческой эффективности. В данной главе анализируется использование аудита в контексте объективных требований кредиторов по обеспечению минимизации рисков на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Проектное финансирование — сущность и содержание. Любая экономическая система предполагает инвестирование средств в реальное производство. Если в условиях централизованного управления экономикой это во многом обеспечивается за счет государственных ресурсов, то переход к рыночному регулированию хозяйства предполагает широкое использование альтернативных источников финансирования капиталовложений. В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России 31.03.94 г. № 7-12/47), являющихся основным нормативно-методическим документом в данной сфере, перечислены такие альтернативные источники финансирования капиталовложений, как кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), ассигнования из фондов поддержки предпринимательства, иностранные инвестиции и др.

Известны следующие определения проектного финансирования:

  • финансирование, основанное на жизнеспособности самого проекта без учета кредитоспособности его участников, их гарантий и гарантий погашения кредита третьими сторонами;
  • финансирование инвестиций, при котором источником погашения задолженности являются потоки денежной наличности, генерируемые в результате реализации самого инвестиционного проекта;
  • финансирование, при котором кредитор оценивает, во-первых, потоки наличности и объем предполагаемых поступлений для определения перспектив возврата предоставленных средств, и, во-вторых, активы предприятия (или иной экономической единицы), служащие обеспечением кредита;
  • финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью предприятия, что позволяет генерировать потоки наличности, достаточные для обслуживания своего долга.

Из сказанного следует, что проектное финансирование может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность действий участников проекта, подтверждающих реальность получения запланированных потоков наличности (финансовую эффективность долгосрочного инвестиционного решения), а с другой как система организации участников для достижения этой цели.

В дальнейшем под участниками проектной деятельности будут пониматься прежде всего внешние инвесторы (банки или другие подобные организации) и предприятия-реципиенты, на базе которых осуществляются долгосрочные инвестиционные проекты.

Инвестиционный проект — финансово-аналитический аспект.

Центральным моментом в проектном финансировании является инвестиционный проект — план (прогноз) организации относительно достижения финансовой эффективности (превышения доходов над расходами) во взаимосвязи с деятельностью предприятия — инициатора проекта или объекта инвестирования.

Доказательство финансовой эффективности предполагает необходимость использования инструментария финансового анализа на всех этапах проекта. Подчеркивание связи между проектом и предприятием отражает тот факт, что организационной формой осуществления любого инвестиционного проекта является предприятие. Методологически важно, чтобы к числу факторов коммерческой эффективности относились как сам проект, так и предприятие, либо создающееся в результате реализации проекта (система «проект — предприятие»), либо уже существующее (система «предприятие — проект»).

Следует подчеркнуть особый характер инвестиционного проекта: будучи материализованным, он обладает потенциальной способностью генерировать больше денежных средств, чем в него вложено, однако это возможно только на базе определенной организационной структуры — предприятия.

Это обусловливает двойственный характер финансовой оценки эффективности инвестиций в реальные активы:

  • необходимость использования общепринятых методов оценки эффективности вложений в проект (с учетом фактора времени, т.е. интегральной оценки первоначальных вложений, эксплуатационных затрат и отдачи от них в течение всего жизненного цикла проекта). Тем самым оцениваются потенциальные способности проекта покрыть все издержки, необходимые для его успешной реализации и эксплуатации;
  • требование учета факта существования хозяйствующего предприятия как юридического лица, что находит, в частности, отражение в необходимости разработки прогнозных стандартных форм бухгалтерской отчетности, в которых видна мера соответствия между принятыми предприятием, реализующим проект, финансовыми обязательствами и возможностями их обеспечения в процессе функционирования.

С последним обстоятельством связано, в частности, положение, когда долгосрочные инвестиционные кредиты выдаются предприятиям — юридическим лицам, несущим определенную материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим возникает организационно-правовое поле взаимоотношений между участниками любого проекта, что создает возможность установления меры их участия в управлении им (а значит, и осуществлении всех функций управления) на всех его стадиях.

Аналитические функции обусловлены прежде всего необходимостью проведения комплексного финансового анализа.

Таким образом, инвестиционный проект можно рассматривать как особую форму подготовки долгосрочного финансового инвестиционного решения, которое может быть реализовано организацией (юридическим лицом), способной не только взять на себя возникающие в связи с проектом определенные финансовые обязательства, но и (главное) выполнить их.

Аудит и инвестиционный проект. Для целей контроля эффективности проектов аудит трактуют как регулярную и комплексную проверку бухгалтерской отчетности организации, реализующей проект, которая проводится профессиональными бухгалтерами (аудиторами) с целью убедиться в правильной постановке учета, достоверности финансовой отчетности и иных видов отчетов, представляемых руководству, выявления слабых звеньев в СВК и финансовой системе, выработки предложений и рекомендаций по улучшению деятельности.

Все эти определения аудита могут рассматриваться как приемлемые для оценки и контроля эффективности инвестиционных проектов — ведь в каждом из них сконцентрированы усилия и интересы участников, которые хотят иметь достоверную, систематизированную и полную информацию для оперативного анализа текущих результатов и принятия решений с минимизации риска своего дальнейшего участия в данном проекте.

Аудит на предынвестиционной стадии. На предварительной стадии подготовки стратегического инвестиционного решения целесообразно выявить глубину и комплексность проработки всего круга вопросов по рассматриваемому проекту — как внутреннего, так и внешнего характера. Это позволяет обнаружить «пробелы» в накопленной информации, дополнить ее и тем самым не допустить принятия решения в условиях высокой степени информационной неопределенности.

Опыт работы в данной области накоплен в тех немногих отечественных банках, которые предоставляют долгосрочные кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Так, в Авиабанке экспертиза состоятельности инвестиционных проектов предусматривает два этапа:

  • предварительная экспертиза;
  • комплексная экспертиза.

В ходе предварительной экспертизы анализируется финансовое состояние заявителя, осуществляется проверка достоверности данных, дается предварительная финансовая оценка инвестиционных проектов. Результаты предварительного исследования являются основанием для проведения комплексной экспертизы, подразумевающей финансовую и экономическую оценку собственно проекта. На этом этапе осуществляется также анализ проектных рисков, причин их возникновения, вырабатываются меры страхования от рисков. Параллельно вырабатываются схемы финансирования проекта, альтернативные варианты, корректируются исходные данные по проекту. При необходимости на каждом этапе экспертизы могут быть привлечены независимые эксперты и специализированные фирмы. Экспертиза особо значимых проектов осуществляется с привлечением Научно-экспертного совета Авиабанка, деятельность которого регламентируется Положением о Научно-экспертном совете. Совет дает рекомендации по определению научно-технического уровня и коммерческой перспективности рассматриваемых им проектов.

Внимание, которое должно уделяться вопросам комплексного анализа эффективности инвестиционных решений на предварительной стадии, подчеркнуто в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации» от 23.05.94 г. № 508.

В частности, наряду с вопросами финансовой эффективности в технико-экономических обоснованиях целесообразности создания финансово-промышленных групп должны отражаться коммерческие (программа реализации продукции на два—три года, оценка состояния и обеспечения конкурентоспособности продукции, основные ее потребители), экологические и социальные аспекты.

Аудит в системе «предприятие — проект». На практике приходится сталкиваться с проектами модернизации, расширения предприятий, т.е. проектами, осуществляемыми на базе уже существующих производств. В таких случаях у инвесторов наряду с желанием узнать будущую эффективность проекта возникает естественная потребность убедиться в надежности подобного предприятия. Тогда в дополнение к прогнозным расчетам по проекту необходимо использовать полную финансовую отчетность о результатах деятельности предприятия в прошлом.

Для многих финансовых структур именно эта «историческая справка», содержащаяся в бухгалтерских документах, подтвержденных аудиторами, может служить дополнительным стимулом вложения денег в потенциально эффективный проект, реализуемый на предприятии. В конечном счете эти данные и информация по проекту в совокупности должны вызвать эффект переплетения уже осуществляемой хозяйственной деятельности с новой деятельностью, привносимой на предприятие самим проектом.

Аудит на стадии реализации проекта. Реализация проекта — стадия функционирования реальных экономических субъектов, результаты хозяйствования которых, отражаясь в стандартных формах внешней финансовой бухгалтерской отчетности, должны привлекать пристальное внимание инвесторов — акционеров и кредиторов.

Необходимо контролировать проект на стадии его реализации с целью исключения отклонений по срокам и превышения установленного планом уровня финансовых затрат. Как правило, между заказчиком (инициатором проекта) и исполнителем (организациями, осуществляющими проект) в соответствующих договорах прорабатываются условия возмещения ущерба, возникающего в таких случаях. В контроле за ходом реализации проекта заинтересована организация-исполнитель, несущая материальную ответственность за отклонения от согласованного графика. Это означает, что реальный собственник будущих активов этой стадии не несет бремя основных забот по соблюдению лимита средств и обеспечению, таким образом, запланированного коммерческого эффекта.

Контроль за расходованием средств на стадии осуществления проекта, в том числе отклонениями фактических затрат от запланированных, возможен только на основе аудита — независимой проверки реальных бухгалтерских документов с целью подтверждения их достоверности и соответствия принятым стандартам бухгалтерского учета.

Внимание к этой стадии характерно для ряда международных организаций, финансирующих проекты за счет использования ресурсов мирового рынка капиталов в условиях возрастания требований кредиторов к доказательству эффективности таких проектов. Это означает наличие выработанной за многие годы системы осуществления контроля за использованием предоставленных займов и принятия мер по обеспечению направления потоков этих средств только на предусмотренные проектами цели.

Очевидно, что сама такая оценка возможна только на основе использования систематизированной объективной информации, в том числе бухгалтерской. Кредитор заинтересован в эффективном использовании ресурсов при выполнении проекта, поэтому ему необходимо располагать точными и своевременными данными, источником которых являются правильно организованные финансовое управление и бухгалтерская система.

Вот почему Всемирным банком разработано специальное Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту, в котором рассмотрены основные моменты деятельности, — своеобразный стандарт для лиц, управляющих подготовкой и реализацией проектов.

Разработаны также стандартные процедуры подписания соглашений о финансовых отчетах и аудите проектов и субъектов, выполняющих эти проекты.

Важное значение придается соглашению о бухгалтерских системах, которые будут использоваться при выполнении того или иного проекта (а также о субъектах, ответственных за их разработку и использование). Эти соглашения тщательно обсуждаются в процессе подготовки проекта, при этом в займовом договоре с банком устанавливаются специфические бухгалтерские требования для обеспечения гарантии подотчетности и адекватного финансового руководства проектом.

Такая тщательность проработки необходима для обеспечения гарантии направления ассигнованных средств на цели, предусмотренные финансированием, и уделения должного внимания экономии и эффективности. Это делается не только для сохранения банком доступа к источникам капитала, но и для обеспечения максимально эффективного использования заемщиком средств, предназначенных для разработки, выполнения и эксплуатации проекта. С этой целью с самого начала выполнения проекта необходимо постоянное, адекватное, поддающееся контролю отражение хозяйственных операций в соответствии с действующей бухгалтерской практикой.

Банк требует аудита надежности финансовой информации и других соответствующих данных, а также эффективности бухгалтерской системы и контроля данных, используемых при подготовке этой информации.

В случае проведения аудита финансовой отчетности банк будет интересовать либо типовой аудит финансовой отчетности реализующей проект организации, либо аудит конкретного проекта.

В первом случае задача аудиторской проверки финансовой отчетности организации — предоставление аудитором заключения о том, составлена ли эта отчетность в соответствии с международными стандартами учета и отчетности.

Составной частью аудита финансовой отчетности, как правило, является проверка системы внутреннего учета и отчетности.

При анализе такой системы в первую очередь определяются эффективность ее разработки и возможность с ее помощью предотвратить и выявить ошибки, которые могут существенно повлиять на финансовые результаты.

Если система контроля эффективна, то можно опираться на нее в целях повышения достоверности финансовой информации. При этом сократится объем работы, так как отпадает необходимость сбора информации для проведения проверки достоверности финансовой отчетности.

Основная задача проведения аудиторских проверок финансовой отчетности по проекту — определение, должным ли образом представлена такая информация (особенно это касается отчета об источниках и использовании средств как за соответствующий период, так и нарастающим итогом за весь прошедший период реализации проекта), а также определение правильности расходования средств в соответствии с соглашениями о займах или докладом оценочной миссии.

Проведение аудиторской проверки финансовой отчетности по проекту предусматривает и оценку СВК.

Это важно осуществлять, в частности, в связи с тем, что, как правило, займы предполагают оперативное расходование валютных средств, связанное с импортом товаров и услуг на основе реестра статей и «позитивного списка», утвержденного банком. С другой стороны, банк может составить список тех товаров и услуг, на приобретение которых средства расходоваться не могут («негативный список»). Учет по таким проектам в основном сводится к ведению реестра счетов-фактур и соответствующих таможенных сертификатов, подтверждающих расходование средств займа. Такой реестр должен покрывать сумму израсходованных средств займа.

Аудит на стадии эксплуатации проекта. Постаудит проекта.

Как показывает отечественная практика, уже сегодня многие финансовые структуры, прежде всего банки, вложившие деньги в реальные активы посредством приобретения акций промышленных предприятий (а это одна из форм инвестиционных проектов), ощущают необходимость управления ими, поэтому возникает потребность использовать известные принципы контроля и оценки эффективности, в том числе аудит результатов проектной деятельности.

Главная задача — обеспечить правильную оценку проекта на стадии начала его реализации. Такие исследования называют постаудитом. Постаудит позволяет постоянно следить за эффективностью, используя данные бухгалтерского учета и контроля фирмы с целью поддержания инвестиционного процесса.

Последующая оценка (или оценка после завершения проекта) — органическая часть всей работы над проектом; международные организации выделяют эту стадию как самостоятельную, которая проводится по окончании проекта. Цель такой стадии — на основе анализа успехов и недостатков уже осуществленного проекта с учетом опыта его реализации и эксплуатации провести критический разбор ошибок, выявить недостатки, выяснить степень достижения целей проекта. Полученные данные используются для более тщательной подготовки проектов, только начинающих свой жизненный цикл, что может помочь принятию решений на ранней стадии.

Во Всемирном банке анализируется, как правило, эффективность всех проектов — проведение оценки входит в функции Отдела по оценке деятельности — самостоятельного подразделения под руководством генерального директора, отчитывающегося перед Советом исполнительных директоров Банка.

Ежегодно публикуются отчеты о результатах проверки осуществления проектов. В начале 90-х гг. Всемирный банк опубликовал фундаментальный общий обзор, в котором были рассмотрены все проекты (около 2000), по которым когда-либо проводилась оценка. Данные проекты были одобрены в период с 1958 по 1984 г., а их оценка проводилась с 1974 по 1988 г. В обзоре рассмотрено 1983 проекта с общей суммой инвестиционных затрат 178 млрд долл. Это главным образом проекты развития, а также ограниченное число займов по отдельным программам и реформам экономической политики. Согласно основным выводам обзора 81% рассмотренных проектов успешно функционировали на момент завершения финансирования. Самые высокие показатели были отмечены в Азии (89%), Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (84%), Латинской Америке (81%), самые низкие — в Центральной Африке (70%). Отраслевое распределение показывает, что наиболее эффективные проекты имели место в области энергетики, промышленности и связи (88%), на транспорте, в городском развитии и водоснабжении (85%), образовании, социальной сфере, здравоохранении, продовольственных программах и оказании технической помощи (80%), а наименьший успех — в области сельского хозяйства.

Как показали исследования, в подавляющем большинстве случаев небольшая эффективность проектов объясняется сложностью проведения структурно-организационных изменений и реформ, т.е. факторами институционального характера; в ряде случаев ее причинами были неблагоприятные условия макроэкономической среды, а также проблемы финансового характера. Важнейшими факторами являются также правильный выбор технологии, масштабов и времени осуществления проектов.

В России эффективность проектов обусловлена использованием аудиторскими фирмами опыта зарубежных компаний.

Страницы: ... 9192939495 ...| Оглавление