Главная » Новости » Электронная форма отчета

Электронная форма отчета

Электронная форма отчетаВесной 2011 года официально вступили в силу приказы ФНС № ММВ-7-2/168@ от 17 февраля 2011 года, № ММВ-7-2/169@ от 17 февраля 2011 года, и № ММВ-7-8/700@ от 9 декабря 2010 года, благодаря которым существенно упростится взаимодействие налоговых служб с компаниями. Теперь необходимые проверяющим органам бумаги можно отправлять в электронном виде. Следует отметить, что порядок такого «общения» одобрен был еще весной, но пользоваться им можно будет лишь с осени 2011 года по причине необходимости доработки программного обеспечения, которое используется специальными операторами и налоговыми службами. Форматный недочет

Безусловно, бухгалтеры должны с удовлетворением воспринимать эту возможность. Передача документов и данных через ТКС существенно ускорит процесс сбора и обмена необходимой информацией. Сроки же представления документов для налогоплательщиков не изменятся, соответственно, у специалистов учета будет больше свободного времени. Но наряду с плюсами новый механизм отправки информации имеет и определенные трудности.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 93 НК РФ, налогоплательщик может отправить через ТКС документы исключительно в установленных форматах. Но НК предусматривает форматы исключительно для счетов-фактур, а также книг продаж и покупок.

Налоговики во время проверки в большинстве случаев запрашивают кроме перечисленных выше бумаг накладные, акты предоставленных услуг и выполненных работ, а также договоры, не имеющие одобренного формата. При этом ни одному ведомству эти форматы до сих пор не было поручено разработать. Отсюда можно сделать вывод, что на сегодняшний день отправить полный пакет документов в налоговые службы не получится.

Запретный документ

В отличие от форм налоговой и бухгалтерской отчетности, с которой в электронном формате бухгалтеры уже умеют работать, первичная отчетность для них будет в новинку. Чтобы не наделать ошибок, надо знать, что нельзя отправлять в налоговые службы отсканированный бумажный документ, который будет сделан в текстовом редакторе либо не заверен ЭЦП, поскольку файлы будут создаваться и подписываться специально разработанным ПО.

Привилегия либо обязанность?

Необходимо сказать, что представление документов в электронном виде в отличие от отчетности, которую определенная категория компаний должна сдавать через Интернет, не является обязанностью. Именно поэтому, если Вы не можете переслать необходимые бумаги по ТКС, то просто отправьте их почтой, либо лично принесите в инспекцию.

Как работает данный механизм?

Представим, что все имеющиеся бюрократические препоны успешно устранены, и налоговые службы начали активно осваивать данную технологию. Как же бухгалтеру оптимально организовать этот процесс? Сперва надо учесть такие моменты: чтобы направить документы налоговикам, сначала надо получить соответствующее требование от них в электронном виде со списком документов, которые они хотят получить. Отмечаем, что такие письма придут только тем, кто уже отправляет отчетность по ТКС и пользуется услугами специальных операторов, поскольку связь осуществляется исключительно с использованием этого обязательного звена. Процесс отправки документов полностью идентичен передаче электронной отчетности, передаваемые файлы надо заверить ЭЦП, подлинность которой проверяет специальный оператор.

К сожалению, именно в данной идентичности с уже имеющимся методом передачи бумаг и заключается скепсис большинства бухгалтеров. За подключение к системе надо будет выложить до 10 000 рублей. Для многих налогоплательщиков даже такие суммы являются весьма большими. Чаще всего директора считают, что посещение ИФНС – это одна из главных обязанностей бухгалтера, либо просто не видят смысла платить за дорогостоящее программное обеспечение, когда есть курьер.

При этом система сдачи документов по телекоммуникационным средствам связи не защищает от недобросовестных действий налоговиков. Нередко происходят сбои в программах инспекций, что связано в большинстве случаев с недоработками специалистов, которые отвечают за техническое оснащение ФНС. Страдают же от этого компании, файлы которые не дошли до налоговиков.

Очевидные преимущества

Даже, несмотря на определенные трудности, с которыми связана отправка документов в электронном виде, советуем все-таки опробовать данный метод. Минусы, возникшие на первоначальном этапе, уже в скором будущем будут исправлены. При этом Вы получите возможность существенно сэкономить своё время. Вам не надо будет посещать налоговые службы. Вся информация почти в любое время суток может успешно быть отправлена прямо из офиса налогоплательщика. Кроме всего прочего привлекательным является тот факт, что отправка документов в электронном виде не предполагает их последующие дублирование на неудобных и устаревших бумажных носителях.

Ну и, наверное, самое важное преимущество – это полная конфиденциальность информации, а также ее защита от корректировки. Файлы полностью закрыты для просмотра в процессе их передачи, а получатель не будет иметь возможности внести в них изменения. Т.е. Вы можете быть полностью уверенными в том, что в отправленных документах не появятся новые и неизвестные для Вас самих данные. Также следует отметить, что бухгалтеру при использовании данной технологии не надо проверять, все ли существующие требования инспекции он выполнил. Кроме этого отправив информацию налоговикам в электронном виде, Вы сможете получить информационную выписку о том, что Вы выполнили свои обязательства перед бюджетом различных уровней.

Безусловно, не стоит торопиться с использованием предоставленной возможности, а стоит подождать, пока будут успешно устранены выявленные недоработки и технология начнет приносить ощутимую пользу каждому бухгалтеру в виде дополнительного свободного времени.