Главная » Вопрос - Ответ » Письмо Минфина РФ от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425

Письмо Минфина РФ от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425

Вопрос:

В 2008 г. организация по договору долевого строительства приобрела у застройщика нежилое помещение (часть первого этажа в жилом доме) без "чистовой" отделки. Акт сдачи-приемки с застройщиком был подписан в мае 2008 г., регистрация права собственности на помещение оформлена в марте 2009 г. В настоящее время помещение организацией не используется, так как финансовой возможности его ремонта у организации в период кризиса нет.

Может ли организация учитывать вышеуказанное помещение на счете 08, не ставя его на учет на счет 01 в связи с невозможностью использования в производственной деятельности (нет ремонта)?

Когда следует вводить здание в эксплуатацию, начислять амортизацию в целях исчисления налога на прибыль и платить налог на имущество - в мае 2008 г. (акт сдачи-приемки с застройщиком), или в марте 2009 г. (госрегистрация права собственности), или по окончании ремонтных работ, когда помещение будет готово к использованию?

Если помещение принято к учету на счете 01 и производится начисление амортизации в бухгалтерском учете, то:
- можно ли в налоговом учете согласно п. 1 ст. 256 (объект не используется в производственной деятельности) не начислять амортизацию, тем самым не уменьшая стоимости этого помещения в налоговом учете на сумму начисленной амортизации;
или следует начислять амортизацию в налоговом учете, уменьшать стоимость здания на сумму начисленной амортизации, а при расчете по налогу на прибыль не уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму начисленной амортизации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 июня 2010 г. N 03-03-06/1/425

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по опенке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160) расходы застройщика, связанные с возведеньем объектов строительства (реконструкцией), отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и списываются на счет 01 "Основные средства" при принятии инвестором, застройщиком (заказчиком) объектов, законченных строительством, к учету в качестве основных средств.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 этого Положения, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

В части начисления амортизации для целей налогообложения прибыли сообщаем следующее.

На основании п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, согласно п. 4 ст. 259 Кодекса, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, считаем, что по объектам, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.06.2010