Главная » Вопрос - Ответ » Консультация эксперта

Консультация эксперта

Вопрос: В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом у организации была выявлена переплата по налогу на прибыль. В том же налоговом периоде организация обратилась в инспекцию с заявлением о зачете этой переплаты в счет предстоящих платежей по НДС в соответствии со ст. 78 НК РФ. Однако налоговый орган отказал в проведении зачета, поскольку еще не была завершена камеральная проверка поданной налогоплательщиком декларации по НДС. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с абз. 2 названной нормы налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.

Согласно ст. 87 НК РФ установлены следующие виды налоговых проверок:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Из содержания п. 15 ст. 89 НК РФ следует, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Из п. 3 ст. 100 НК РФ следует, что в акте налоговой проверки указываются в том числе и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых и выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

На основании изложенного следует, что факт наличия переплаты по налогу на прибыль выявляется в том числе и актом налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Абзацем 2 названной нормы установлено, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Пунктом 5 названной статьи определено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом, как указал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.01.2007 по делу N А56-37816/2005, положениями НК РФ не предусмотрено, что срок, установленный п. 4 ст. 78 НК РФ, исчисляется после истечения срока, определенного ст. 88 НК РФ для проведения камеральной проверки.

Таким образом, налогоплательщик вправе подать заявление о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по другому налогу того же вида, а налоговый орган обязан произвести указанный зачет.

Аналогичный вывод изложен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2007 по делу N А56-37816/2005.

Вместе с тем необходимо учитывать: ФАС Уральского округа в Постановлении от 20.03.2008 N Ф09-1633/08-С3 по делу N А34-2693/07 указал, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Таким образом, ФАС Уральского округа фактически указал, что право на вычет у налогоплательщика возникает только после проведения камеральной проверки.

На основании изложенного следует, что налогоплательщик вправе подать заявление о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС, а отказ налогового органа в указанном зачете является необоснованным. Однако в данном случае налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою правоту в суде.

Е.А.Башарин
Юридическая компания "Юново"