15.2. Затраты и себестоимость продукции

Страницы: ... 8081828384 ...| Оглавление

15.2. Затраты и себестоимость продукции

Предмет проверки:

1) правильность произведения затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой;

2) правильность определения себестоимости.

Аудиторские процедуры:

1. Общие процедуры:

1) получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:

  • применяемые методы учета;
  • используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных затрат;
  • порядок учета и списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов;
  • применяемые учетные регистры;
  • распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, «ведущими» затратные счета;
  • процедуры контроля в цикле расходов;
  • основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме затрат);

2) получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции;

  • проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;

3) выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;

4) сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр. Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи;

5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;

6) проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены (т.е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;

7) проверка отнесения затрат на соответствующие счета;

8) проверка санкционирования всех расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директора, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;

9) изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.

//. Детальные тесты по составу затрат:

1) проверка при осуществлении организацией нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета затрат, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к производству продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б);

2) проверка того, что на затратные счета не относятся и в себестоимость продукции не включаются:

  • расходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны финансироваться за счет собственных источников организации;
  • расходы, относящиеся к капитальным вложениям;
  • расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации. Надлежит следить за этим на всех этапах проверки;

3) проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);

4) проверка необычных операций, проводок с нестандартной корреспонденцией счетов;

5) с 1995 г. прибыль организации, исчисленная по стандартам бухгалтерского учета, может существенно отличаться от прибыли, исчисленной для целей налогообложения. Поэтому она должна корректироваться с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

  • К ним относятся: расходы на рекламу; представительские расходы;
  • расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе учебными учреждениями;
  • расходы на выплату процентов по кредитам банков;
  • компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей;
  • командировочные расходы.
  • При наличии в структуре затрат организации указанных расходов аудитор должен убедиться в том, что на затратных счетах ведется аналитический учет, позволяющий разделить данные расходы в пределах нормативов и сверх них;

6) проверка документального обоснования указанных расходов;

  • оценка правильности отнесения на затраты стоимости ремонтных работ: наличие необходимой первичной документации, соответствие отражения расходов на ремонт основных фондов в бухгалтерском учете принятой учетной политике;
  • проверка возможности квалифицировать произведенные затраты как ремонт;

7) оценка правильности учета расходов будущих периодов. Проверка их своевременного списания (типичная ошибка — единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов);

8) при наличии у организации арендованных объектов основных средств (или их частей) проверка:

соответствия порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядку, установленному договором;

порядка отражения в учете расходов, обусловленных их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателями);

9) проверка правильности включения сумм износа по основным средствам, нематериальным активам в себестоимость продукции (использовать данные, полученные в ходе проверки по соответствующим разделам). Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения осуществляется за счет собственных источников организации;

10) проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат (использовать данные, полученные в ходе проверки по разделу «Учет материальных ценностей»);

11) проверка правильного включения в себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).

Проверка соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на счета учета затрат;

12) оценка правильности отнесения на затраты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, а также прочих налогов и сборов, исчисляемых в процентах от фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции;

13) проверка правильности и обоснованности включения в себестоимость транспортных расходов;

14) проверка правильности учета коммерческих расходов, к которым относятся: расходы на тару и упаковку (если упаковка продукции осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции; если же упаковка осуществляется в цехах основного производства, то ее стоимость учитывается на счете 20 «Основное производство», т.е. включается в производственную себестоимость продукции), расходы по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;

15) проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его применения;

16) проверка порядка распределения затрат за период между готовой продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) и незавершенным производством. Формулирование вывода о его обоснованности.

Незавершенное производство:

1) определение того, что именно отражается в составе незавершенного производства:

  • продукция (работы, услуги), не прошедшая всех стадий производственного процесса;
  • неукомплектованные изделия;
  • изделия, не прошедшие испытания и технической приемки;
  • выполненные этапы по незавершенным работам (возможны у организаций, выполняющих работы долгосрочного характера: строительные, научные, проектные, геологические и др.).

Проверка соответствия отражения в бухгалтерском учете стоимости незавершенного производства порядку, приведенному в приказе об учетной политике организации. Проверка соответствия выбранного в учетной политике метода Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, отраслевым инструкциям и типовым методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);

2) проверка соответствия фактических остатков незавершенного производства данным, приведенным в балансе:

а) сравнение остатков на счетах бухгалтерского учета (20, 21,23, 29, 44) с результатами инвентаризации незавершенного производства на конец года;

б) проверка на основе выборки правильности оценки остатков незавершенного производства;

3) при аудите организаций торговли и общественного питания (или при наличии указанных видов деятельности среди прочих у организации) проверка порядка списания издержек обращения, приходящихся на реализованные за отчетный период товары. Сумма издержек обращения (транспортных расходов и расходов по оплате процентов за банковский кредит), приходящихся на остаток нереализованных товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Издержки обращения, приходящиеся на остаток нереализованных товаров и сырья в организациях общественного питания, отражаются в балансе по строке «Готовая продукция и товары для перепродажи».

Страницы: ... 8081828384 ...| Оглавление

Задайте бесплатный вопрос юристу!